Развитие таланта у детей с особенностями здоровья.

Мы, педагоги детского центра «Дорогою добра», занимаемся с самыми разными детьми. Но особенно хочется помочь в развитии способностей и таланта тем детям, у которых есть особенности здоровья. Например – мы много лет занимаемся с детьми, у которых есть нарушения слуха. Это влияет на речь ребенка. Естественно, с этими детьми занимаются логопеды, дефектологи, психологи, но очень часто таким детям показаны занятия вокалом. И опытный логопед отправит ребёнка петь. Автор книги «Музыка против глухоты», И.С. Белик (2000 г.) утверждает, что наличие музыкального слуха обусловлено генетически и непосредственно не зависит от состояния слуха. Если нет глубоких патологий центральной нервной системы, то музыкальность ребёнка с нарушенным слухом формируется так же, как и слышащего.


Практика и научные исследования показывают, что у каждого ребёнка с нарушенным слухом есть задатки для развития мелодического слуха,  мелодической памяти и способности к интонированию. Важно только определиться какие методы и приёмы вокальной работы будут способствовать этому.


У педагогов нашего центра большой опыт работы со слабослышащими детьми. Однако для них нужен специально организованный педагогический процесс, включающий особые приемы и методы обучения. Этот процесс обучения пению имеет свои особенности. Тем не менее, он  включает в себя все составляющие  обычной вокальной работы:

  • постановка певческого дыхания,
  • постановка звукового канала,
  • звукообразование,
  • звуковедение,
  • атака звука,
  • дикция и артикуляция,
  • работа над динамикой, темпом, ритмом, фразировкой и выразительностью исполнения.


На начальном этапе работы по развитию детского голоса, чаще всего используются голосовые игры и упражнения. Они направлены на освоение разных режимов голосообразования, развитие переходных процессов, развитие звуковысотного диапазона, звуковысотного слуха, силы голоса, певческого дыхания, артикуляции и координации между слухом и голосом. Решение серьёзных вокально-певческих задач происходит в лёгкой, непринужденной форме.


Занятия вокалом являются источником новых позитивных переживаний ребенка, рождают у него творческие потребности и способы их удовлетворения, активизируют потенциальные возможности и таланты, обеспечивают всестороннее развитие ребенка. А главное – музыка доставляет радость и развивает душу!