(опыт детского центра «Дорогою добра»)
Введение
О центре и детях
Мы, педагоги детского центра «Дорогою добра», занимаемся с самыми разными детьми. Но особенно хочется помочь в развитии способностей и таланта тем детям, у которых есть особенности здоровья.
Влияние слуха на речь и роль специалистов
Например – мы много лет занимаемся с детьми, у которых есть нарушения слуха. Это влияет на речь ребенка. Естественно, с этими детьми занимаются логопеды, дефектологи, психологи, но очень часто таким детям показаны занятия вокалом. И опытный логопед отправит ребёнка петь.
Научные основания
Автор книги «Музыка против глухоты», И.С. Белик (2000 г.) утверждает, что наличие музыкального слуха обусловлено генетически и непосредственно не зависит от состояния слуха. Если нет глубоких патологий центральной нервной системы, то музыкальность ребёнка с нарушенным слухом формируется так же, как и слышащего.
Практика и научные исследования показывают, что у каждого ребёнка с нарушенным слухом есть задатки для развития мелодического слуха, мелодической памяти и способности к интонированию. Важно только определиться какие методы и приёмы вокальной работы будут способствовать этому.
Опыт педагогов центра
У педагогов нашего центра большой опыт работы со слабослышащими детьми. Однако для них нужен специально организованный педагогический процесс, включающий особые приемы и методы обучения. Этот процесс обучения пению имеет свои особенности. Тем не менее, он включает в себя все составляющие обычной вокальной работы.
Основные элементы вокальной работы
- Постановка певческого дыхания
- постановка звукового канала
- звукообразование
- звуковедение
- атака звука
- дикция и артикуляция
- работа над динамикой
- темп
- ритм
- фразировка
- выразительность исполнения
Начальный этап обучения
На начальном этапе работы по развитию детского голоса, чаще всего используются голосовые игры и упражнения. Они направлены на:
- освоение разных режимов голосообразования
- развитие переходных процессов
- развитие звуковысотного диапазона
- развитие звуковысотного слуха
- развитие силы голоса
- развитие певческого дыхания
- развитие артикуляции
- развитие координации между слухом и голосом
Решение серьёзных вокально-певческих задач происходит в лёгкой, непринужденной форме.
Значение занятий вокалом
Занятия вокалом являются источником новых позитивных переживаний ребенка, рождают у него творческие потребности и способы их удовлетворения, активизируют потенциальные возможности и таланты, обеспечивают всестороннее развитие ребенка. А главное – музыка доставляет радость и развивает душу!
Методы и приёмы вокальной работы
Процесс обучения пению слабослышащих школьников имеет свои особенности.
Создание внутреннего слухового образа
В работе над созданием внутреннего слухового образа может помочь первоначальный слуховой анализ мелодического рисунка (основное направление мелодии, строение фраз и мотивов). Установление слухо-двигательных связей (показ рукой направления мелодии). Установление слухо-вибрационных связей.
Голосовые регистры
- Договариваемся с детьми о том, что высокие звуки будем петь высоким голосом, который «живёт» в голове и звучит так (пример).
- Низкие звуки будем петь низким голосом, который «живёт» в груди и звучит так (пример), и так далее.
Слухо-зрительная опора
Для установления слухо-зрительной связи поможет жест педагога, а также расставление в тексте песни знаков, показывающих направление мелодии и переход из одного регистра в другой. Поэтому, развивая у слабослышащих детей звуковысотный слух и способность к интонированию, можно и даже необходимо опираться на их вибрационную и тактильную чувствительность.
Игровая форма занятий
С детьми дошкольного возраста занятия проходят в игровой форме. Например, игрушки у нас поют разными голосами. И, если мишка поёт низко, то птичка высоко. А это развитие тембрального слуха. Обязательно включение в урок двигательной активности – и для развития метроритмических данных ребёнка, и для психологической разгрузки.
Дети со слуховыми имплантами
В Детский центр «Дорогою добра» ходят заниматься дети с различными нарушениями слуха. В частности, дети со слуховыми имплантами.
Исследования учёных
Группа финских и британских ученых выяснила, что пение помогает улучшить слуховые способности детям со слуховыми имплантатами, об этом сообщается в статье, опубликованной в Music Perception: An Interdisciplinary Journal. Людям с нарушениями слуха зачастую сложно заниматься музыкой: играть на музыкальных инструментах или профессионально петь. Тем не менее, как отмечают ученые, занятия музыкой могут помочь детям, носящим слуховые имплантаты улучшить способность различать определенные звуки (например, речь), налаживая функциональные связи головного мозга.
Практический пример: история Сони
В нашем центре занимаются дети с проблемами слуха Одна из них – замечательная девочка Соня. Она пришла к нам, когда ей было 4 года. У Сони хроническая двусторонняя тугоухость 1 степени и задержка речевого развития онр 3 уровня. Соня занимается в Центре 1 год, и за год она добилась впечатляющих результатов.

Как же проходят Сонины уроки музыки
- Распевки. Каждый урок обязательно включает в себя распевки. Эти упражнения способствуют не только развитию слуха у ребёнка, но и развивают Сонины дикцию и артикуляцию.
- Игровые упражнения. Обязательно в урок включаются упражнения в игровой форме на развитие метро-ритмических данных.
- Развитие памяти и творческого мышления. Мы развиваем память и творческое мышление – разучиваем песни и стихи.
- Сольфеджио и общее фортепиано. Сонины уроки включают в себя элементы сольфеджио и общего фортепиано. А это, в том числе, развитие интеллекта. За год девочка овладела нотной грамотой, и не просто играет на инструменте, но и пропевает (сольфеджирует) каждую пьеску.
Достижения Сони
Соня уже принимала участие в нескольких конкурсах вокального искусства, где участвовала в номинациях для детей с ОВЗ и добилась значительных результатов.
Она также с большим удовольствием участвует во всех концертах Центра «Дорогою добра», и публика всегда встречает Соню очень тепло.

Роль родителей
Хочется отметить, что всё это было бы невозможно без заинтересованности Сониных родителей. Они вдумчиво подходят к воспитанию и развитию ребенка, помогают ей в занятиях и поддерживают её творческие начинания. Уделяют много времени и сил на помощь ребенку и это приносит свои результаты.
Роль педагогов
Педагоги нашего центра обладают специальными методиками и опытом работы с детьми с ОВЗ.
Опыт «Дорогою добра» подтверждает: музыка и вокал открывают детям с нарушением слуха путь к развитию речи, интеллекта, эмоциональной сферы и творческих способностей. А главное – музыка дарит радость и развивает душу!
FAQ
Да. Исследования показывают, что пение помогает таким детям улучшать различение звуков и формировать функциональные связи мозга; в статье приведён соответствующий пример и ссылка на публикацию.
Развитие мелодического слуха и интонирования, дикции и артикуляции, певческого дыхания, ритма и темпа, а также памяти и творческого мышления.
Распевки; игровые упражнения на развитие метро-ритмических данных; разучивание песен и стихов; элементы сольфеджио и общего фортепиано.
Нет. В центре используется специально организованный педагогический процесс с особыми приёмами, который подходит детям с различными особенностями слуха.
По наблюдаемым изменениям в чистоте интонирования и звуковысотном диапазоне, устойчивости ритма и темпа, чёткости дикции/артикуляции и освоению нотной грамоты (по мере занятий).
Ключевую. Поддержка дома, помощь в регулярности и мотивации заметно ускоряют прогресс — это хорошо видно на кейсе Сони.
Да. Занятия проводятся педагогами, владеющими специальными методиками для детей с ОВЗ, с учётом рекомендаций профильных специалистов (логопед, дефектолог и др.).